- История церкви
- И. ц. следует рассматривать в связи с другими аспектами истории общества. В начальный период существования христианства и в эпоху апостолов (приблизительно до 64, когда умерли Петр и Павел) в Иерусалиме была основана первая община, а затем началась миссионерская деятельность апостолов. В веру обращали прежде всего представителей низших классов. В послеапостольскую эпоху (до нач. 2 в.) победу одержало языч. христианство. Период внешних и внутр. противоречий (споры с гностиками и монтанистами) завершился созданием канона Нового завета и осн. догматов учения; одновременно консолидировались разрозн. общины. В 3 в. благодаря деятельности т. н. александрийской школы (Климент Александрийский и прежде всего Ориген) христианство заняло ведущее положение в духовной жизни поздней античности. Росло его влияние в высших слоях общества. Церковь становилась в государстве силой, с которой приходилось считаться. Одним из наиболее значительных этапов в И. ц. был 4 в.: при Константине I христианство было официально признано. Государство стало вмешиваться в дела церкви, что приводило к обострению теологич. споров. В руководстве церковью все большее значение приобретали высшие слои общества. Однако и в это время социальная активность христиан была велика. Возникали новые проблемы (институт монашества, культ святых). Во времена великого переселения народов на В. империи шла борьба за власть между александрийским и константинопольским патриаршеством. Победу одержал Константинополь, однако единство империи было разрушено: религиозные противоречия приводили к обострению противоречий национальных. Сирия и Египет, области наибольшего распространения монофизитства, были тогда потеряны из-за араб, вторжения (нач. 7 в.). В 476 рухнула западная Римская империя. В результате покровителем Рима и защитником рим. культуры стал папа. Однако германцы явились для зап. церкви своего рода катализатором ее дальнейшего развития.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.